Зверские избиения активистов партии Шария в Харькове, Виннице, Житомире, Николаеве, Киеве, Черкассах и Днепре, поджоги офисов и кидание гранат в офисы оппозиционных партий свидетельствуют, что «Национальный корпус» и другие радикальные группировки перешли к террору по отношению к своим политическим противникам.

Поневоле напрашиваются ассоциации с Веймарской Республикой периода 1929-1933 года, когда из-за попустительства властей «штурмовые отряды» Национал-социалистической партии Германии фактически устроили физические репрессии по отношению к коммунистам, социал-демократам, представителям либеральных организаций и творческой интеллигенции, дестабилизировали таким образом ситуацию в стране, и благодаря возникшему хаосу смогли сначала завести НСПГ в парламент, затем продвинуть Гитлера в канцлеры, а после смерти Рейхспрезидента Пауля Гинденбурга, установить фашистский тоталитарный режим в государстве.

Возникает закономерный вопрос: каковы причины, по которым украинские националисты перешли к террористической практике, и насколько далеко они готовы зайти в Украине в своих репрессивных действиях по отношению к политическим противникам и просто несогласным с их ценностями и взглядами гражданам?

1) Родственность идеологии украинского национализма (как в его интегральной, так и национал-демократической версиях), и идеологий фашизма, национал-социализма, франкизма, коммунизма. Все они базируются на идеях коллективизма, корпоративного государства и выступают за установление отношений механической солидарности между гражданами.

Идеи корпоративного государства и концепт механической солидарности использовались там для легитимации гитлеровского, франкистского и муссолиниевского режимов и соответствующего тоталитарного дискурса растворения индивида в «общем деле».

Работа Бенито Муссолини «La Dottrina del fascismo» («Доктрина фашизма», 1932 г.)

считается наиболее аутентичным изложением подобного мировоззрения и системы ценностей. «Для фашизма человек,- подчёркивает первый официальный фашист Европы, - это индивид, единый с нацией, Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию, и парализующему жизненный инстинкт, ограниченный кругом мимолетного наслаждения, чтобы в сознании долга создать высшую жизнь, свободную от границ времени и пространства. В этой жизни индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие, в чем и заключается его человеческая ценность».

Принципиальное отличие подобной тоталитарной антропологии от подлинно солидаристской заключается в отрицании за индивидом частных интересов и неповторимой индивидуальности («вне государства нет индивида»), хотя формально говорится о снятии противоречий между частными и общественными интересами. Корпорации и профсоюзы в условиях тоталитарного строя в Италии, Германии, Испании и Советском Союзе были превращены в бюрократический придаток тоталитарного государства и перестали влиять на политический процесс.

Лояльность государству, Отечеству и национальной истории при тоталитаризме должна осуществляться не на основе свободной лояльности, как при «органическом солидаризме», о котором автор писал в одной из своих предыдущих статьях об «идеологии украинского солидаризма», а на основе жесткого принуждения «сверху». Поэтому ЛЮБОЙ «НЕСОЛИДАРНЫЙ» В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ ЧЕЛОВЕК РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ВРАГ, С КОТОРЫМ НАДЛЕЖИТ РАСПРАВИТЬСЯ. Поэтому неудивительно столь агрессивное отношение отечественных адептов ускоренной языковой и культурной украинизации населения страны к несогласным с их позицией.

С точки зрения тоталитарных идеологий фашизма, национал-социализма, франкизма, коммунизма и украинского национализма граждане являются деиндивидуализированными объектами управления, лишенными какой бы то ни было субъектности и самодостаточности, а навязываемая им властью механическая солидарность является формой лояльности правящему политическому режиму.

2) Более глубокий и многоаспектный ресентиментизм идеологии украинского национализма даже по сравнению с фашистской, национал-социалистической и коммунистическими идеологиями. По мысли Сергея Дацюка он неразрывно включает в себя руссофобию, коммунофобию, юдофобию и расовофобию (см. тут, тут и тут).

Сразу определимся, что согласно Википедии «Ресентимент» (фр. ressentiment /rəsɑ̃timɑ̃/ - «противочувствование, злопамятность, озлобление») - это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врага»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создает образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи.

Понятие ресентимента впервые было введено немецким философом Фридрихом Ницше в его работе «К генеалогии морали». По мысли этого философа, ресентимент является определяющей характеристикой морали рабов, которая противостоит морали господ. Ресентимент, по Ницше, деятельно проявляет себя в «восстании рабов»: «Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности…», — этими словами великого немецкого философа, собственно, и вводится понятие ресентимента.

Популярные статьи сейчас

Дроны ГУР поразили российскую РЛС "Контейнер" в Мордовии – СМИ

США не намерены втягиваться в непрямой вооруженный конфликт с Россией – Госдеп

В Раде сказали, какие авто украинцев смогут изымать для нужд ВСУ

Мобилизация транспортных средств: у кого и какие авто начнут изымать уже в мае

Показать еще

Можно только добавить, что «ресентимент» является более сложным понятием, чем зависть или неприязнь. ФЕНОМЕН РЕСЕНТИМЕНТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СУБЛИМАЦИИ ЧУВСТВА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И ФРУСТАЦИИ В ОСОБУЮ СИСТЕМУ МОРАЛИ.

Как известно, национал-патриотические силы в нашем понимание исповедуют идеи интегрального национализма Дмитрия Донцова. В своих выводах он опирался на популярный в начале XX века социал-дарвинизм. По его мнению, нация находится в перманентном состоянии конкуренции, а, следовательно, войне за выживание.

По мысли Донцова украинская нация, если она намерена войти на равных в уже существующий мировой порядок наравне со сложившимися (как французы или британцы), должна иметь иерархию. Во главе должен находиться лидер или вождь, далее «инициативное меньшинство» в лице элиты или ордена, а под ними народ - масса или чернь. Принадлежащие к правящей касте «не знают ни милосердия, ни человечности в отношении личности».

Донцов также считал, что необходимо распространять взаимное недоверие, сеять ненависть к своим, приносить «раздор в родной дом» ради объединения носителей одних идей против других. Неоднократно в своих произведениях он провозглашал лозунги «Киев против Москвы», «Прочь от России». Обобщённо говоря, приверженность украинских национал-патриотов идеям Донцова неизбежно делает их сторонниками построения в Украине корпоративного фашистского государства итальянского или немецкого образцов.

Наши национал-демократические силы больше ориентируются на идеи Николая Михновского. В своих трудах Манифест «Самостійної України» и «10-ть заповедей УНП» он выступал за одну, единую, неделимую, от Карпат и до Кавказа, независимую, свободную и демократическую Украины - республику рабочих людей; доказывал, что все люди — твои братья, но москали, ляхи, венгры, румыны и евреи — это враги нашего народа, пока они господствуют над нами и обирают нас; провозглашал – Украина только для украинцев, и поэтому призывал выгнать отовсюду со страны чужаков-угнетателей; выступал за использование в стране исключительно украинского языка, требуя при этом, чтобы «ни жена твоя, ни дети твои не оскверняли твой дом языком чужаков-угнетателей»; советовал «не брать себе жену из чужаков, поскольку твои дети будут тебе врагами, не дружить с врагами нашего народа, поскольку ты даёшь им силу и отвагу, не создавай союзы с угнетателями нашими, поскольку будешь предателем».

3) Унижение и психологическая травма, которую нанесла Россия Украине, отобрав у нас фактически без сопротивления Крым в 2014 году, и оккупировав территории ОРДЛО. И которые националисты, безусловно, переживают более чувствительно и глубоко, чем остальные граждане страны. Она во многом сходна с той психологической травмой, которую получил немецкий народ в результате поражения в Первой Мировой войне, и в результате которой согласно Версальскому мирному договору 1918 года Франции возвратила себе промышленно развитый Эльзас-Лотарингский регион.

4) Более высокая примативность приверженцев идеологии украинского, как и любого другого национализма, по сравнению со сторонниками иных взглядов. Она в соответствие с концептами авторской цивилизационной антропологии Сергея Дацюка предполагает у определённых индивидов и социальных групп людей «легитимное преобладание инстинктивно-обусловленных практических поступков над рассудочными умозаключениями». Хотя концепт «примативности» украинского философа перекликается с «пассионарной теорией этногенеза» Льва Гумилёва, он более информативен и конструктивен для объяснения репрессивного поведения националистически ориентированных групп населения.

В своей статье «Что такое Запад и стоит ли его спасать?» Дацюк с позиции установок своей цивилизационной антропологии отмечает: «Использование представлений о примативности в доктринах фашизма и национал-социализма настолько напугало Европу, что это было полностью исключено из публичного дискурса. Сегодня представление о примативности полностью противоречит официальной идеологической доктрине толерантности в западном обществе…

Примативность значима для индивида, для небольших групп и даже для целых стран, которые обретают и затем закрепляют свой гуманитарный статус в обществе или в мире. Гуманитарный статус может удерживаться умом, но время от времени он должен подтверждаться примативной реакцией на возникающие угрозы, иначе на фоне угроз иные конкурентные позиции с превышающей примативностью заберут себе этот статус. Высокопримативные группы и общества в состоянии жестко вытеснять толерантные группы и общества… Это так называемая лакуна вне рефлексии и вне мышления».

5) Участие многих лидеров как республиканского, так и областного/городского уровней национал-радикальных и национал-патриотичных сил в отражение военной агрессии России на территории Донецкой и Луганской областей стёрло у них типичные для мирного времени нравственные и психические ограничения в сфере гуманитарных отношений, и побуждает их и, соответственно, руководимых ими через авторитарно-коллективистскую иерархию созданных общественных организаций подопечных, к репрессивным действиям против сторонников «русского мира» любыми способами и средствами, не обращая внимания ни на какие моральные ограничения.

6) Катастрофические социальные последствия, вызванные украинским и мировым экономическим кризисами и катализированные пандемией коронавируса, которые усилили маргинализацию значительного количества людей в стране. В условиях резкого увеличения количества безработных и обнищания большого количества наших соотечественников, усиливающегося хаоса в экономической, госуправленческой, политической и общественной жизни страны, часть наших граждан, особенно молодого возраста, поневоле начинает видеть выход в «сильной руке» национального автократа, которая бы навела порядок и стабилизировала государство хотя бы на его нынешнем уровне. И лозунги украинских националистов, которые предлагают простые и быстрые решения, суть которых сводится к установлению тоталитарного строя этноцентрического образца, становятся более привлекательными для многих людей, чем в докризисное время.

7) Возникший за последние 20 лет перекос в историческом школьном и в целом в среднем образовании детей в сторону западно-украинских националистических героев и культурных ценностей. Наиболее наглядно это проявляется не только в имплементации в учебники истории нарративов анти-и де-коммунизации, не только в отрицание научно-технических и социально-экономических достижений Украины в советский период её развития, но и, например, в идеализации и героизации Дивизии СС «Галичина», в целом тех украинских националистов, которые сотрудничали с фашистами в период Второй Мировой войны.

8) Характерный для подросткового возраста максимализм в мышлении и в часто необдуманном поведении/поступках тинейджеров (особенно парней), их психологическая склонность стайно ориентироваться на яркие и внешне авторитетные личности более взрослых людей, которые выдают себя за опытных и «бывалых». Это особенно показательно при проведение представителями «Юношеского корпуса» Национальных дружин Билецкого эксов, когда осуществляется избиение, обливание зелёнкой, оплёвывание или раскрашивание заборов, ворот и домов своих «ненавистных» политических противников группой национал-радикалов, в составе которой, как правило, 2-3 взрослых в возрасте 25-30 лет, направляющих действия стайки «молодняка» в количестве 7-10 подростков, или даже детей 10-12 лет.

9) Отсутствие целевой политики государства по внешкольному воспитанию детей и молодёжи фактически на протяжение всего периода Независимости Украины, привело к занятию этой ниши радикальными и националистическими организациями. Прежде всего среди малообеспеченных слоёв населения.

Наиболее показательным в этом плане является практический опыт «Национального корпуса», который создал в качестве политического ответвления добровольческого батальона «Азов» (ныне полка) Андрей Билецкий.

Первоначально патриотически-воспитательная деятельность «азовцев» осуществлялась в виде «уроков мужества» в средних школах, и начало этому было положено в Оболонском районе Киева в октябре 2014 года. Данная практика была быстро распространена на другие города Украины, где «Азов» имел тогда прочные позиции.

В июне 2015 года по инициативе Билецкого был создан «Юношеский корпус» и открыт военно-патриотический лагерь «Азовец» в городе Киеве. В последующем были открыты региональные лагеря «Слобожанин» в Харьковской области, «Северный корпус» в Черниговской, «Джура» — в Черкасской, «Днепрянин» — в Днепропетровской, «Сечевик» — в Запорожской, «Карпатия» - в Ивано-Франковской областях, «Азовский патриот» - в Мариуполе.

В них дети в футболках «Юношеского корпуса» отрабатывают с вырезанными из фанеры автоматами тактику боя, изучают ножевой бой, сборку-разборку настоящих Калашниковых, которые им дают подержать в руках и прицелиться.

«Азовский» лагерь частично финансируется из бюджета страны. В постановлении Министерства молодежи и спорта Украины, подписанном 12 июня 2018 года, общественная организация «Юношеский корпус «Джура» получила в виде гранта 90 тыс. гривен на проведение «Всеукраинского вышкола», направленного на увеличение численности членов молодежных объединений, деятельность которых направлена на военно-патриотическое молодежное воспитание детей и молодежи. В том же году от того же министерства «Юношеский корпус» получил на проведение еще одного «всеукраинского вышкола» под названием «Сильная нация. Юношеская лига» 81 млн гривен.

Кроме работы со школьниками «Национальный корпус» Билецкого пытается с 2018 года через студенческие советы наладить сотрудничество с украинскими Вузами.

Отдельного рассказа заслуживает другой проект, связанный с «Национальным корпусом», — «Национальные дружины». Широкая общественность узнала о нём лишь после вызывающего марша сотен «нацдружинников» 28 января 2018 года по центру Киеву. В лагерях «Национальных дружин» (например, это «Джура» в Винницкой области) тренируются уже с настоящим оружием — автоматами, гранатометами и т.д. На проводимых в разных городах тренировках «нацдружинники» также отрабатывают бой в поле и на тесных городских улочках, штурм зданий и т.д. Инструкторами выступают члены «Национального корпуса», ранее прошедшие АТО.

Периодически на официальной странице «Национальных дружин» в Facebook публикуются данные о том, сколько человек прошло через их тренировки. Например, за июнь 2018 года через 22 смены военно-патриотических лагерей прошло 268 человек, через 9 смен «Сокола» («Джуры») — 47, через 13 смен «вышкола для новичков» — 97 и т.д.

По подсчётам журналистов, за год все «азовские» лагеря пропускают через себя в разных уголках страны порядка тысячи украинских школьников. Ребята возвращаются домой, уже наученные «верности вождю» (Билецкий любит проводить с ними встречи в лагерях), хождению строем и подчинению командирам, обучающих их убивать «врага».

Иными словами, в условиях полного развала в Украине существовавшей при СССР бесплатного внешкольного воспитания «Азов» предлагает детям аналог советского ДОСААФа с романтикой песен у костра, маршами и обучению старшими товарищами, которым не наплевать на юное поколение, но которые ПРЕВРАЩАЮТ ИХ В СВОИХ ЗОМБИРОВАННЫХ И ПОСЛУШНЫХ АДЕПТОВ.

10) Низкая электоральная поддержка националистических партий, которая побуждает их прибегать к жестоким и эпатажным силовым «эксам», призванным привлечь к ней внимание и таким образом не даёт им выпасть из публичной политической жизни страны. Как известно, на последних парламентских выборах летом 2019 года представлявшая национал-патриотические силы партия «Свобода» набрала лишь 2,15% голосов избирателей и провела одного депутата по мажоритарному округу. А представлявшая национал-демократические силы партия «Самопомощь» - 0,62%, и одного мажоритарщика. И ту, и другую опередила возникшая за 2 месяца до выборов пророссийская партия Шария. Вот вам и весь приговор. Поэтому украинские националисты и бесятся, и борются с партией Шария, хотя на президентских выборах 2019 года также выступали против избрания Петра Порошенко на второй срок.

Анализ причин перехода украинских национал-радикалов и национал-патриотов к террористической практике говорит, что они, используя катастрофическую социально-экономическую ситуацию в стране, интеллектуальную и политическую импотентность ЗЕ-власти, её неспособность хоть как-то предотвратить надвигающийся хаос в обществе и развал государства, пытаются любыми способами установить тоталитарный строй в стране.

К сожалению, команда нынешнего Президента, с одной стороны, боясь национал-радикалов, а с другой стороны, пытаясь их использовать в политической борьбе с менее агрессивными и опасными политическими противниками, которые также пасутся на электоральном поле «Слуги народа», НАЧИНАЕТ ФАКТИЧЕСКИ ПООЩРЯТЬ ДЕЙСТВИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЭКСТРЕМИСТОВ.

Наглядным подтверждением этого является и недавний ответ Зеленского на пресс-конференции в Парковом центре Киева на вопрос журналиста, почему власть не предпринимает никаких действий по отношению к фактам зверского избиения активистов партии Шария, ничего лучшего не нашёл, как заявить, что сторонники «пророссийского» блогера пытаются повысить свой рейтинг на критике президентской команды, и что их мнение ему не интересно. Спрашивается: как может быть неинтересно мнение (читай и судьба) людей, которых зверски избили? К тому же они голосовали во втором туре президентских выборов весной 2019 года за Зеленского. ТЫ КТО: ПРЕЗИДЕНТ (ЧИТАЙ – ГАРАНТ КОНСТИТУЦИИ И СОБЛЮДЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ УКРАИНЦЕВ) ИЛИ ЧАСТНОЕ ЛИЦО, КОТОРОМУ ВСЁ ПРОИСХОДЯЩЕЕ В ОБЩЕСТВЕ «ПО БАРАБАНУ»?

Не менее символичен и ответ на подобный же вопрос главы парламентского комитета по гуманитарной и информационной политике народного депутата от фракции «Слуга народа» Никиты Потураева, заданный ему журналистом. Он в своей типичной самоуверенной, бескомпромиссной и иезуитской манере заявил, что сторонникам партии Шария и их лидеру нужно задуматься: всё ли они правильно делают, раз их начали избивать до «смерти». В ОБЩЕМ - ФИНИШ.

Если исходить из логики, очерченной в последнем виде-интервью Юрия Романенко с Павлом Щелиным «Почему Зеленский проиграл «бумажному Левиафану», следует, что команда нынешнего Президента, «переваренная» фактически за год своего пребывания у власти украинским «глубинным государством», пошла по пути «веймаризации» политической и социально-экономической ситуации в стране. Её суть состоит в том, что заключив союз в треугольнике «ЗЕ-власть - украинские национал-радикалы/патриоты – отечественные/ западные олигархи», она нацелилась на установление жёсткого тоталитарного режима (конечно же не во главе с Зеленским), и таким образом, на сохранение в условиях катализированного эпидемией коронавируса национального и мирового экономического кризиса государства архаичного типа, с одной стороны, и сверхприбылей наших нуворишей, с другой стороны.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram